Перейти к публикации
boffi

Вехи Истории

Рекомендованные сообщения

Не было тогда таких цифр как 140 тысяч в армии. Тупо логистика не вывозила.  Если примерно сопоставить то,что пишут,с тем что потом в результате раскопок находят в действительности,то видна тенденция,чтобы понять истинное число армий тех лет смело дели на 10 и не ошибёшься

Изменено пользователем AC Milan_fan

«Будьте теми, кто вы есть и говорите то, что хотите сказать, не скрывайте, не будьте подделкой, не старайтесь быть кем-то другим, знайте, кто вы есть, и люди вас примут таким, каковы вы есть. Не волнуйтесь о том, что думают другие.»(с)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

16 век. От Крыма до Москвы при наличии дикого поля не так уж и далеко

И потом это была настоящая сборная-турки, татары, ногаи. Историки в основном оперируют цифрой в 60 тысяч

Изменено пользователем Милан-90

Претензий к Херасику нет. Они есть к тому кто его нашел

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Историки говорят, что численность в летописях преувеличена, но не в 10 раз, а раза в 2. Поэтому считается, что там было примерно 60-70 тысяч. То есть минимум 3-х кратное превосходство в численности. И действительно эта битва сыграла большую роль в истории России и её историческое значение недооценено.

Ну и история знает множество случаев, когда меньшее по количеству войско разбивает большее. Причем это есть в истории наверное любой страны, когда была и одна и вторая ситуация. В той же истории Руси была битва при Калке, кстати нынешняя Донецкая область. Тогда 20 тысяч монголов наголову разбили во много раз превосходящих их по численности русских. 

Цитата

Точные данные о численности объединённого русско-половецкого войска отсутствуют. По оценкам некоторых историков, она составляла 80—100 тысяч чел. По другим оценкам, 40—45 тысяч человек. По мнению В. Н. Татищева, численность русских войск составляла 103 тысячи человек и 50 тысяч половецких всадников.

Причем монголы были глубоко на территории врага и до этого с боями прошли весь кавказ. Но тем не менее они разбили войска превосходящие их по численности во много раз.

 

Тут именно вопросы организации, мотивации и грамотных действий. И в истории каждого народа есть оба примера. Римляне за счет своей эффективной организации били меньшим количеством всех в Европе, пока не стали империей. А потом уже и их бывало били меньшим количеством, как например Арминий в Тевтобургском лесу. Как сказал уже выше монголы били всех, побеждая более многочисленные армии, а уже через несколько столетий их не раз разбивали с меньшими но более эффективными чем у них силами. И делали это к примеру те же русские, которые за несколько столетий до этого терпели от монголов сокрушительное поражение.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МИхайло Сергеич закончил земные дела и отбыл в места богатые дичью и бобрами

Заслуженное пятно России, искатель консенсусов и фонарь перестройки. Знаток пиццы и победитель холодной войны по версии конгресса. Не перечесть все заслуги любителя винограда, земля стекловатой. Жаль батя не дожил до этого дня, он Сергеича очень любил

22894782_original.jpeg

  • Like 1

Претензий к Херасику нет. Они есть к тому кто его нашел

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Антрополог Роман Шамолин. Новосибирск. 

Не любишь — ответишь

Почему язык «улицы» в России стал языком государственным и как это связано с идеей возмездия?

Сегодняшняя власть освоила и с большим азартом использует язык «улицы», язык «понятий». Как кажется, это не просто игры со сленгом и стилем. Здесь скрыта куда более широкая претензия. «Понятийный» язык есть претензия власти воплотить некие представления о «здоровом», «правильном» общественном и политическом бытии, не замутненном «пороками цивилизации». Традиционно-народный уклад противопоставлен чужеродному цивилизованному формализму.

В том, что образ такого «традиционного» уклада выражается властью через модель «уличного» дискурса, заложены некоторые принципиальные моменты.

***

Во-первых, язык «человека улицы» привязан к определенному экзистенциалу, а именно — к персональному переживанию острой жалости к своей «несложившейся судьбе». Это негативно-фаталистический экзистенциал, в основе которого — ощущение принципиальной несправедливости мира к своей персоне, а также острое желание эту несправедливость «отыграть». Поймать удачу, несмотря ни на что. Мир против меня, а потому — никаких церемоний с таким миром. Здесь у персоны не возникает вопроса: «Кто я?» Но зато ее постоянно и мучительно преследует вопрос: «Почему я не получаю такого признания, какого заслуживаю?» Это бывает, если персона исходит из простейшего, нерефлексируемого, или, можно сказать, «бактериального» уровня нарциссизма. Другими словами, если в персоне не получила развития субъектность. Сама для себя она есть прежде всего объект, который должен — вернее, страстно желает — быть воспринятым миром в качестве несомненно привлекательного. Объект хочет нравиться миру, он хочет внимания, в идеале — безусловного внимания. Объект и не существует иначе, как лишь тогда, когда воспринят. Одна безумная героиня ремарковского романа говорила: «Что происходит с деревьями, когда на них никто не смотрит? Их тогда просто нет».

Но если внимания не случается, если мир смотрит куда-то не на тебя, то причина тому — в самом мире. В том, что мир устроен несправедливо, из рук вон плохо. Стоит ли уважать такое? Не лучше ли будет воздать миру должное за его несовершенство? Появляется мысль о возмездии. Жалость к себе и мстительность к миру — этим живет «уличный» человек. В своей социально-латентной форме такой человек называется «подпольным»; он получил в свое время отличное характерное описание от известного русского писателя. В своей же социально-активной форме — это бескомпромиссный герой криминальной истории, тысячекратно воспетый соответственным русским шансоном. «Любить — так любить, стрелять — так стрелять». И даже когда история заканчивается тем, что главного протагониста этапируют под конвоем, за ним все равно остается его нерушимая «нарциссическая правда»: мир безжалостен, а я несчастливая его жертва.

Если же «нарциссическая правда» с ее фатализмом и жаждой признания переносится на большой политический объект, то здесь возникает уже совсем экстремальный случай. На что способен пойти такой объект, чтобы получить внимание мира?

Сам мир неинтересен объекту и не уважается им, если от мира не поступает внимания. Хотя уважения не будет в любом случае. Ведь мир — это место, где нет правды, кроме той, которую ты заставишь признать. Большой политический объект не видит в мире никакой ценности, если ему, этому объекту, в нем не найдется желаемого места. Последствия такого взгляда на вещи трудно предсказать, но все варианты предсказаний довольно плачевны.

(продолжение ниже)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

(начало выше)

***
И второй момент. Если идентичность «уличного» человека мы перенесем на существование и сознание социальных групп, то встретимся с одной из самых архаичных форм человеческого общежития. Ее можно именовать как вариант «потестарным обществом» от латинского potestas — власть, могущество. Как и «уличный» человек, общество такого типа видит окружающий мир как опаснейшее место, доверять которому стоит в последнюю очередь. Людьми правит капризная судьба, и чтобы «оседлать» ее, нужна прежде всего сила. Дерзкая сила, не знающая границ, — вот главный ресурс. Отсюда соответственная картина бытия:

— Все делятся на тех, кто обладает силой, и тех, у кого ее нет. Это первая и главная аксиома, которой подчинено все остальное.

— Для умножения сил требуется сплочение; так от мира можно взять больше, чем если порознь. Для сплочения так или иначе необходим договор, по которому индивиды должны направлять свои силы не против друг друга, а по вектору общей цели-добычи. Этот договор выражается в устным образом передаваемых нормах. В российском «уличном» дискурсе эти нормы именуются «понятиями». Цель «понятий» — держать сплочение; они ориентированы на группу, а не на индивида. Они весьма жестко определяют поведенческие и даже лингвистические формы самовыражения индивида. Групповое сознание, безусловно, доминирует.

— Внутри сплочения продолжает действовать первая аксиома: есть сильные в большей мере и в меньшей. Те, кто максимально сильны, занимают в сплочении высшие иерархические места и могут использовать менее сильных в качестве расходного материала для увеличения собственного ресурса. При том, что сплочение держится на «праве общих понятий» — в любой момент может вступить в действие «право сильного», чьи мнения и интересы должны считаться группой за приоритетные. Конкретный авторитет сильного имеет больший вес, чем абстрактно-общий «понятийный» договор.

— Все делятся на «своих» — на тех, с кем сплочение достигнуто, — и «чужих», которые всегда потенциально опасны. Но если «чужой» очевидным образом не опасен, то есть не обладает силой, в его отношении позволено практически все. В потестарной, «уличной» картине бытия не существует универсального понятия «человек»; эта картина в своем принципе построена на дихотомии — причем с очевидной тенденцией на локализацию, ограничение и исключение. Область «чужих» постоянно расширяется. И чем больше окружающий мир, тем явственнее маргинализация группы сплочения — «своих». Закрывшиеся от коммуникации с миром, воспринимающие мир как опасность или как потенциальную добычу, «свои» становятся для мира неприятным и опасным исключением. Они списали мир со своего счета — мир списывает их. Собственно, для сознания «улицы» не то чтобы мир, но уже соседняя «улица» представляется «чуждой вселенной».


***

Потестарное, или «уличное» сообщество — это очень архаичная социальная система, одна из самых ранних. В ее основе лежат свойства биологические — она еще не дотягивает до антропологии, до идеи «человека». Такая система, держащаяся больше на фаталистическом «праве сильного», чем на «праве понятий», по своей внутренней природе весьма и весьма неуживчива. Это поле постоянного беспринципного выживания, внутри- и межвидовой войны; поле, где идет непрерывное выяснение всегда одного и того же, главного биологического вопроса: кто будет «волком», а кто — «овцой».

С позиций антропологии это, по сути, агонизирующая система, где человек деконструируется, переводится в режим животного организма. В ней нет места для больших философских проектов и устойчивой этики. Все ценности, которые так или иначе задействует «улица», — это никогда не более чем эклектичное оформление ее всегда утилитарно-групповых интересов. Для «своих». И до тех пор, пока «свои» признаются «своими».

Хотелось бы думать, что на «уличной» картине бытия невозможно построить ничего долговременного и устойчивого. Но это не так. История и прежде, и теперь дает нам примеры того, что «сознание улицы» может сплачивать людей в многовековые и многомиллионные социальные образования, в объемные государства. Очевидно, дело здесь в самом сознании людей, спокойно адаптирующихся к таким построениям. Слишком мало склонности к вопросам философии и этики. Слишком мало антропологии. Слишком много еще ориентиров на условного Дарвина. Гораздо больше, чем на условных Сократа или Канта. Однако факт, что и сообщества, и государства, в основе которых — «улица», не бывают иными, кроме как тоталитарными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Милан-90 
Главное не забывать никогда, что тот, кто другому стекловату стелит, сам на раскаленных углях и упокоится.

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хороший народный текст гуляет по интернету без указания автора в связи с 80летием нашей победы в Сталинградской битве

80 лет назад полной победой Красной армии завершилась Сталинградская битва - коренной перелом в Великой Отечественной войне, да что там, во всей Второй мировой. Почему эту дату должны помнить не только мы, но и они? Общих и очень правильных слов сказано и написано сегодня много, однако, многое и не сказано… почему-то.

Не сказано, что так называемые «союзники» холодно наблюдали за происходившим на берегах Волги. Они не то что не открыли обещанного в 1941 второго фронта, но до самого конца 1942 никаких активных действий против вермахта вообще не предпринимали. Госдеп и военные США цинично советовали Рузвельту ждать исхода битвы. А Черчилль дважды сам обещал эскадрильи Сталину, но так их и не поставил. Журнал Time холодно, с плохо скрываемым восхищением вермахтом, накануне начала битвы анонсировал: «…Но удар молнии должен наноситься в подходящий момент. Для Гитлера в России такой подходящий — и единственный момент — наступает сейчас…»

О том, что накануне контрнаступления под Сталинградом, Черчилль объяснял своему кабинету министров, что «русские угрожают независимости и культуре европейских народов варварством», а потому не должны участвовать в устройстве послевоенного мира. Но через полгода в Тегеране дарил меч «гражданам Сталинграда - крепким как сталь». Кстати, только, когда стал понятен результат битвы Рузвельт и Черчилль объявили о необходимости полной победы над Гитлером. Так успех в Сталинграде и на Кавказе удержал Турцию от вступления в войну на стороне гитлеровского Евросоюза.

Ну, а для нас Сталинград - это простые люди: от артистов Большого театра до простого колхозника, которые жертвовали личные накопления на нужды фронта - строили самолеты и танки. А выходцы из богемной среды, чьи родственники, как бы сегодня сказали, пострадали от режима, рвались на фронт и погибали за Родину, как Гуля Королева - 20-летняя девочка, поднявшая в атаку мужиков, а в другом бою лично вынесшая 50 раненых с поля боя!

Сталинград - это великий спортивный комментатор Вадим Синявский, который не мнил себя, как сегодня спортивные журналисты, властителем дум, но вел прямые репортажи и из Севастополя, и отвечал Геббельсу из сражающегося Сталинграда, что тот врёт, о покорении города врагом, а в 1943 вел репортаж из танка прямо во время Курской дуги.

Сталинград - это люди, у которых в свидетельстве о рождении значится запись: «родилась 7 сентября, в окопе г. Сталинграда».

Сталинград - это дети, награждавшиеся медалями «За отвагу», как 12-летняя Люся Радыно, которая 7 раз ходила в разведку за линию фронта.

Сталинград - это русская наука и медицина! Это Зинаида Ермольева, очистившая Сталинград от холеры, вакцинируя с коллегами в подвальных лабораториях до 50000 горожан в день, пока фашисты поносили, тошнили и дохли от туляримии и тифа. А потом на Сталинскую премию она построит самолет для армии.

Сталинград - это великая русская культура! Это Юрий Бондарев, это Юрий Озеров, это Сергей Бондарчук, а не его сын с неудачным новоделом о Городе-герое.

Сталинград - это и испанцы, но не те, которые полегли под Ленинградом в «Голубой дивизии», а такие, как Герой Советского Союза Рубен Ибаррури - защитник Сталинграда.

Наконец, Сталинград - это деды шварценеггеров, шольцев и всяких дуд. Они его помнят, потому и хотят мести, он пугает их и бесит одновременно.

  • Like 2
  • Haha 1

Претензий к Херасику нет. Они есть к тому кто его нашел

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мой дед за оборону Сталинграда получил орден Красной Звезды и контузию, которая мучила его до конца жизни.   

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На японской войне. Викентий Вересаев⁠⁠

В конце апреля по нашей губернии была объявлена мобилизация. О ней глухо говорили, ее ждали уже недели три, но все хранилось в глубочайшем секрете. И вдруг, как ураган, она ударила по губернии. В деревнях людей брали прямо с поля, от сохи. В городе полиция глухою ночью звонилась в квартиры, вручала призываемым билеты и приказывала немедленно явиться в участок. У одного знакомого инженера взяли одновременно всю его прислугу: лакея, кучера и повара. Сам он в это время был в отлучке, — полиция взломала его стол, достала паспорты призванных и всех их увела.

 

Было что-то равнодушно-свирепое в этой непонятной торопливости. Людей выхватывали из дела на полном его ходу, не давали времени ни устроить его, ни ликвидировать. Людей брали, а за ними оставались бессмысленно разоренные хозяйства и разрушенные благополучия.

***

 

По всему городу стояли плач и стоны. Здесь и там вспыхивали короткие, быстрые драмы. У одного призванного заводского рабочего была жена с пороком сердца и пятеро ребят; когда пришла повестка о призыве, с женою от волнения и горя сделался паралич сердца, и она тут же умерла; муж поглядел на труп, на ребят, пошел в сарай и повесился. Другой призванный, вдовец с тремя детьми, плакал и кричал в присутствии:

 

— А с ребятами что мне делать? Научите, покажите!.. Ведь они тут без меня с голоду передохнут!

 

Он был как сумасшедший, вопил и тряс в воздухе кулаком. Потом вдруг замолк, ушел домой, зарубил топором своих детей и воротился.

 

— Ну, теперь берите! Свои дела я справил.

 

Его арестовали.

 

Телеграммы с театра войны снова и снова приносили известия о крупных успехах японцев и о лихих разведках хорунжего Иванова или корнета Петрова. Газеты писали, что победы японцев на море неудивительны, — японцы природные моряки; но теперь, когда война перешла на сушу, дело пойдет совсем иначе. Сообщалось, что у японцев нет больше ни денег, ни людей, что под ружье призваны шестнадцатилетние мальчики и старики.

 

 

Куропаткин спокойно и грозно заявил, что мир будет заключен только в Токио.

 

Тоже замечательный текст, книгу в свободном доступе .

  • Like 1

Pioli is on fire

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Время идет, ничто не меняется. И судя по всему еще и не скоро поменяется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Люблю историю Франции, когда то уйму книг прочитал про ВФБР, сейчас наслаждаюсь историей Столетней войны с Пучковым и Жуковым, кому не жалко своего свободного  времени рекомендую.

 

Изменено пользователем Судья Уоргрейв
  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Судья Уоргрейв сказал:

Люблю историю Франции, когда то уйму книг прочитал про ВФБР, сейчас наслаждаюсь историей Столетней войны с Пучковым и Жуковым, кому не жалко своего свободного  времени рекомендую.

 

Согласен , отличная подача материала . Религиозные войны вообще на одном дыхании были поглощены :wub:

Гоблин болшое дело сделал, с помощью ютуб площадки познакомил с разными людьми науки и не только


«Ужасы» социализма оказались детским лепетом по сравнению с «прелестями» капитализма

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На картине Маковского "Ночлежный дом" изображена "ляпинка" - известная в конце 19 века ночлежка в Большом Трехсвятительском переулке, названная так по фамилии владельцев, купцов Ляпиных.
Ночлежка была бесплатной, ютились в ней только нищие и бездомные. Они собирались задолго до открытия: мерзли в мороз, мокли под ливнями, но стояли часами, в надежде получить ночлег. Их было очень много, мест на всех не хватало, самые слабые умирали под дверями.

В центре картины примечателен оборванец в шарфе и шляпе и с альбомом в руках. Это великий художник Саврасов, к концу жизни превратившийся в полубезумного и полунищего алкоголика, отдававшего свои работы за стакан водки. Считается, что он и умер в этой ночлежке.
"Величайший артист с умным и добрым лицом" - так писал о Саврасове его ученик Константин Коровин, - "...мы все так его полюбили. Его огромная фигура с большими руками, широкая спина, большая голова с большими добрыми глазами. Он был похож на доброго доктора, - такие бывают в провинции..."

В чем же причина трагедии одного из самых тонких, интеллигентных и нежных русских живописцев?
У него было блестящее начало. Его талант быстро оценили в училище, на него сразу обратили внимание августейшие особы, пригласив в загородную резиденцию великой княгини Марии Николаевны писать виды с натуры. В 24 года Саврасов уже получил звание академика и стал руководителем пейзажного класса, сменив на посту своего учителя.
Он точно чувствовал близких по духу: у своего друга юности художника Перова Саврасов буквально выпросил 13-летнего ученика - Исаака Левитана, и мальчик с радостью и восхищением перешел в мастерскую нового учителя. Коровин, Левитан, Нестеров - это все "дети" Саврасова.

Кризис начался в конце 1870-х. Неоправданная агрессивность критиков и журналистов, проблемы в училище, постоянная нехватка денег повергли ранимого и безответного Алексея Кондратьевича в тяжелую депрессию и ускорили психическое расстройство. "Неумеха!" - обзывали его "специалисты" и удивлялись, как ему вообще удалось написать "Грачи прилетели".
Саврасов стал быстро терять зрение и еще быстрее пристрастился к алкоголю - так бывает с непьющими людьми.
Жена ушла, забрав с собой детей. Умер преданный друг Перов, защищавший его перед руководством, и Саврасова тут же выгнали из училища, а вслед за этим и из казенного дома.

Но, как говорится, мастерство не пропьешь - писал Саврасов по-прежнему блестяще. Только работы эти были скороспелые и неглубокие, лишь ради куска хлеба. Последние годы жизни он нищенствовал, скитался по ночлежкам, ходил в рубище, как юродивый. Часто босой - на картине видны его голые ноги, красные от холода…
Конечно, старые друзья пытались помочь, но все безрезультатно.
Осенью 1897 года Саврасов умер. В последний путь великого художника провожали только Павел Третьяков и швейцар из училища.


24 мая - день рождения живописца.

  • Like 2
  • Thanks 1

Претензий к Херасику нет. Они есть к тому кто его нашел

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наши передвижники - составная часть мирового изобразительного искусства. У каждого своя судьба, у многих, увы, трагическая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

×
×
  • Создать...